Опубликовано 30.11.2024г.



5 ошибочных критериев: как родители мешают ребёнку определиться с будущей карьерой

Многим подросткам сложно определиться с выбором профессии, и часто именно родители становятся их главными советчиками. В наше время широко распространена ситуация, когда родители помогают ребёнку принять решение о будущей профессии. Однако, как правило, сами родители не обладают профессиональными знаниями в области профориентации и потому допускают ошибки, например навязывают детям выбор конкретной профессии.

В этой статье мы рассмотрим ошибочные критерии, которые родители часто неосознанно навязывают своим детям при выборе профессии. Мы сосредоточимся на воспитании ребёнка, который будет следовать нестандартному пути: школа — вуз — учёба — работа, а Творческому пути. В будущем такой ребёнок займётся решением актуальных мировых проблем, созданием новых решений и внедрением своих разработок.
Автор материала - Мещерякова Анастасия Николаевна. Исследователь успеха и не успеха личности.
Рассмотрим интересную статистику, где в опросе выяснилось ,что около половины выпускников 2022 года не выбрали будущую профессию:

По данным опроса образовательной компании Maximum Education, 42% российских одиннадцатиклассников еще не определились с профессией и не знают, кем хотят стать в будущем. Результаты исследования приводит РИА «Новости».

Порядка 30% выпускников 2022 года сказали, что уже выбрали свое призвание. Примерно четверть (28%) подростков считают, что планировать в текущей ситуации не стоит, так как жизнь слишком непредсказуема.

В группе определившихся с выбором будущего 21% заявили, что будут заниматься чем-то творческим, 17% — в IT, на третьем месте по популярности экономика — 13%. По 9% выбрали психологию и технологическую сферу. Карьеру в науке будут делать 7%. Еще по 6% хотят стать госслужащими, медиками, педагогами и юристами.

На статистике мы видим, что проблема самоопределения и выбора деятельности остро стоит перед молодëжью.

Для того чтобы выявить ошибки и стереотипы родителей о выборе профессии ребëнка, я проводила опросы среди родителей, а также старший коллектив Клуба умных девушек и Людмила Ивановна прислали мне серию примеров-цитат родителей.

Давайте рассмотрим, какие ошибочные критерии заложены у родителей при помощи в выборе профессии ребëнка на конкретных примерах:

Ошибочный критерий №1: Хороший заработок

Пример:

«Хочу, чтобы сын занимался IT, потому что сейчас без IT никуда, оно есть во всех сферах. И программисты хорошо зарабатывают».

Ошибочный критерий №2: Перспективность и востребованность сейчас в профессии (по мнению родителя)

Примеры:

«Я бы хотела, чтобы моя дочь выбрала профессию химика разработчика. Сейчас это востребованное направление, в связи с импортозамещением. Т.к многие зарубежные производители косметики, бытовой химии и лекарств уходят из России, отечественные производители наращивают производства в этом направлении. Как я помогаю в достижении цели: рассказываю об этой профессии, о ее возможностях, что это интересное и перспективное направление».

«Стоматологи без работы не останутся. Высокая зарплата и стабильность. Сейчас главное - хорошо учиться».

Ошибочный критерий №3: Большой шанс трудоустройства (по мнению родителя)

Пример:

«Специалистом в области IT технологий. Эта область деятельности очень актуальна в наше время, нужны специалисты данной сферы, в связи с этим более вероятна возможность дальнейшего трудоустройства. Поддерживаю его интерес к графике и моделированию. Записываю его на различные курсы и мастер-классы».

Ошибочный критерий №4: Собственный опыт родителя

Примеры:

«Я хочу, чтобы моя дочь стала юристом. У меня самой такое образование, я считаю это лучший выбор для нее. Помогаем покупкой курсов, репетиторами».

«Моя дочь увлекается дизайном одежды и я считаю, что это дорожка в никуда. Когда она вырастет, то единственный ее путь – работа в бутике. Но если бы она выбрала дизайн интерьера, то это совсем другое дело, ведь этим увлекаюсь я сама».

Ошибочный критерий №5: Наличие знакомых, которые помогут поступить/устроить
Пример:

«Наша дочь должна пойти на инженерную специальность. Я знаю, что она хотела бы поступить на лингвиста, но где потом работать? Тем более у меня есть знакомые в конкретном университете и на инженерную специальность она поступит через меня».
Из данных критериев мы видим, что родители на основе только собственных убеждений, наличия знакомых и количества заработной платы выбирают или рекомендуют профессии ребëнку, тем самым ограничивая его, не давая представлений о том, что ребëнок может изобрести новую профессию, решая актуальную нерешенную проблему.

Интересно, что во всех более 20 примерах максимальные действия родителей, для того чтобы помочь ребëнку заниматься и развиваться в конкретной сфере, таковы:

  • ходят на совместные мероприятия;
  • нашли и оплачивают дорогого репетитора для подготовки к ЕГЭ;
  • рассказывают о профессии, что знают, что она востребована;
  • записывают на различные курсы и мастер-классы;
  • могут попросить помочь знакомых, ребёнок поступит через связи;
  • дают идею;
  • дают совет.

Да, эти действия помогут при стандартном жизненном пути, но не Творческом.

В заключение:

Как же помочь ребëнку заинтересовать его в конкретной сфере или науке?

По данным ВЦИОМ, достаточно часто решение получить ту или иную профессию приходит «через окружение» и пример других: рассказы старших (10%), учителей (8%), пример других знакомых (8%) или известных людей (4%), фильмы, книги (3%), обсуждения в интернете (2%) и советы репетиторов (1%).

Изучая биографии выдающихся династий, можно выявить, какими способами родители заинтересовали своих детей в их профессии, а ещё делали так, чтобы дети продолжали их дело дальше. Подробнее в моей статье: «6 способов заинтересовать ребёнка в семейном деле».

Родители являются большим примером для ребёнка, и, используя знакомых, книги и фильмы, они могут повлиять на выбор ребёнка, сформировать у него ценности на развитие мира. Но, конечно, подтолкнуть ребёнка к выбору конкретной сферы — это только первый шаг. Для того чтобы личность выбрала творческий путь и уверенно по нему шла, нужно проделать огромную работу, и на это должно повлиять множество факторов. Тему педагогики гениальности изучает Людмила Ивановна Познякова.

В заключение хочется отметить, что роль семьи в профессиональном самоопределении детей огромна. Однако родители могут совершать ошибки, которые негативно скажутся на будущем ребёнка. Важно осознавать свои заблуждения и стремиться к более осознанному подходу, чтобы помочь ребёнку сделать Творческий выбор.

Контакты:

nastyamesch2014@gmail.com
Санкт-Петербург
© Мещерякова Анастасия Николаевна, 2024 г.
Made on
Tilda