Опубликовано 16.12.2024г.



Как создать ситуацию успеха для ребёнка?

Каждый ребёнок в подростковом возрасте принимает решение о выборе дальнейшей деятельности. Но часто это трудно, особенно если у ребёнка нет уверенности в увлечении.

Тогда у родителей возникает вопрос: можно ли подтолкнуть ребёнка к выбору направления, не используя наставлений и нотаций, и не ожидая, что он сам сделает самый сложный и непростой выбор в своей жизни? Моё исследование показало, что это возможно, и часто условием выбора профессионального направления становится успех, достигнутый в детстве.

Таким образом, можно целенаправленно создать условия, которые станут стимулом для выбора направления деятельности, а ещё лучше — для выбора творческой деятельности ребёнка.
Автор материала - Мещерякова Анастасия Николаевна. Исследователь Творческой профориентации.

Например, именно так Лев Толстой решил заниматься написанием художественных произведений. В подростковом возрасте у него случилась ситуация успеха.

В студенческие годы Лев Толстой составил себе план для развития в разных областях. Он только начал немного писать и хотел изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство и естественные науки.
Но часто случалось так, что, написав план на день, Толстой его не выполнял. И тогда он решил, что пора изменить образ жизни.

Он отправился вместе с братом на службу на Кавказе, и там он написал повесть «Детство», которую в дальнейшем отправил в журнал «Современник», и её напечатали.
Благодаря этому первому успеху писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество».
И такие ситуации были у многих выдающихся личностей.



Для выявления алгоритма создания ситуации успеха я изучила работы Генриха Сауловича Альтшуллера, который на основе изучения биографий творческих личностей, высказал гипотезу, что часто толчком к творчеству является Встреча с Чудом в детстве и работу академика Белкина Августа Соломоновича, который занимался изучением создания ситуаций успеха. А также,провела анкетирование, интервью и изучила примеры из биографий результативных профессионалов.

Условия или алгоритм создания ситуаций успеха


Условие – 1:
Как показало исследование, наиболее благоприятный возраст для создания ситуации успеха – подростковый возраст ± 12 – 16 лет.

Приведу пример ситуации успеха в детстве писательницы Дины Ильиничны Рубиной:
«А как получилось, что свернули с пути – вас же родители готовили к карьере музыканта?
Мне было 7 лет. И мне это нравилось. Хотя уже тогда я что-то такое строчила в тетрадках. Вместо того чтобы уроки делать. Но, понимаете… Кстати, это очень интересно. Я ведь с детства была нагло уверена, что стану знаменитой. Так и говорила: «Я буду знаменитой!» И это несмотря на то, что в голове у меня всегда звенел ветер. Но в этом была победительно уверена.
Но вот писала, абсолютно не думая о том, что будет, никакие планы не строя. Просто послала в девятом классе один из своих рассказиков в журнал «Юность». Меня задело, что в каком-то номере некая Наташа, ученица восьмого класса, что-то опубликовала, а я учусь уже в девятом, а у меня еще ничего не опубликовано.»

Ее рассказ действительно напечатали, а так как журнал «Юность» выходил тиражом под 3 миллиона, то и заплатили немалые деньги. Так Диана выбрала свою профессию.


Условие – 2:
Рядом с ребенком в создаваемой ситуации должны быть значимые для него люди, т.е. они должны запечатлеть или узнать о его достижении («+» реакция: удивление, радость, гордость).

Условие – 3:
Ребенок должен приложить много своих усилий и стараний. То есть успех не должен стать случайностью, везением, обманом, мгновенным результатом без усилий, а должен быть плодом труда. Помощь родителей или педагога должна быть минимальна, незаметна для ребенка.

Приведу анти-пример ситуации дочери Алсу:
«Как сообщала «КП», Первый канал аннулировал итоги шестого сезона шоу «Голос. Дети», поскольку по результатам проверки более 30 000 звонков и более 8 000 СМС с голосами за дочь Алсу Микеллу Абрамову были поданы при помощи ботов. Об этом говорится в отчете компании Group-IB, которая проводила расследование.»

Мы видим, что родители решили помочь ребёнку нечестным способом, что привело к ситуации не успеха.

Условие – 4:
Для выполнения предыдущего (третьего) условия понадобятся усилия родителей: сформировать интерес, организовать деятельность ребенка в определенной области, сфере, направлении. То есть к ситуации успеха ребенок уже должен быть подготовлен: обладать умениями, навыками.

Приведу пример с ситуацией успеха из юношества выдающегося советского авиаконструктора Яковлева Александра Сергеевича.
Ещё в школьные годы Александр интересовался новой тогда авиационной техникой и проявил к ней исключительные способности. Александр решил попробовать самому сконструировать настоящий планер. Приходилось работать целыми ночами, много читать, учиться, организовать свой кружок.

Планер устойчиво держался в воздухе и хорошо слушался. После этого на нем совершались полеты почти ежедневно. Конструкцию признали удачной, и в награду он получил приз — 200 рублей и грамоту.
Как пишет Яковлев: «Этот успех окрылил меня». «После успеха в Коктебеле я больше прежнего стал мечтать об авиационном образовании».

Условие – 5:
Многие педагоги пишут о создании ситуаций успеха на уроке, мне представляется это ошибкой. Не рекомендую создавать подобные ситуации в школе на уроках, в кругу семьи и т.д.
Важно, чтобы место или контекст, где произойдет ситуация успеха был непривычен для ребенка. Это должно быть не повседневным, неповторяющимся, редким событием.

Пример из жизни Стивена Спилберга, американского режиссёра и продюссера:
«В те же двенадцать лет маленький Стивен, чтобы получить значок бойскаута по фотографии, снимает короткометражный фильм The Last Gunfight. Обычно, чтобы получить этот значок, надо было показать вожатому бойскауту фотографии, но фотоаппарат родителей Стивена оказался сломан. Зато в отличном состоянии была та самая камера Super 8. Так что Спилберг немного сымпровизировал.»

За свой первый короткий вестерн Стивен получил знак отличия. Скаутам очень понравился его фильм. Как сказал Спилберг в одном из интервью: «Я понял, что я хотел делать с остальной частью моей жизни». И по словам Спилберга именно с этого успеха все и началось.

Выводы

Как мы видим из примеров, даже разовое переживание успеха может повлиять на дальнейшее движение личности, на чувство уверенности в собственных силах и выборе, изменить взаимоотношения с окружающими.

Еще раз перечислю, какие условия для создания ситуаций успеха, вероятно, следует соблюдать:

1. Для создания ситуации успеха предпочтительнее выбрать подростковый период (начиная с 12 лет).

2. О ситуации успеха должны узнать значимые для ребенка люди.

3. Ребенок должен приложить свои усилия и старания, чтобы достичь успеха (результата), проявить свои умения и навыки (то есть выполнить за него работу категорически не рекомендую).

4. До создания ситуации необходимо сформировать интерес, умения и навыки в той области, в которую планируете направить ребенка для еще больших достижений.

5. Само место, контекст или обстоятельства для ситуации успеха должны быть не повседневными, неповторяющимися, т.е. это должно быть первое или редкое событие для ребенка.

Ситуация успеха по А. Мещеряковой, Л. И. Позняковой – это редкое событие или действия ребенка, которые демонстрируют значимому окружению результат его серьезных усилий в конкретной области деятельности, при этом значимое окружение демонстрирует позитивную обратную связь, а ребенок интенсивно переживает успех.
Моделируемая ситуация успеха создается взрослыми для ребенка целенаправленно и инкогнито.

Благодарю Людмилу Ивановну Познякову за большую помощь в проведении исследования.

Контакты:

nastyamesch2014@gmail.com
Санкт-Петербург
© Мещерякова Анастасия Николаевна, 2024 г.
Made on
Tilda