Опубликовано 24.10.2024г.



Почему люди делают те или иные выборы в жизни? Определяем свой тип самооценки по Борису Литваку.

"Самооценка – это основа, фундамент, на котором строится личность человека". – Борис Михайлович Литвак



Каждый человек уникален, и его жизненный путь определяется множеством факторов. Однако одним из ключевых аспектов, влияющих на наши выборы и поведение, является наша самооценка. В этой статье мы рассмотрим различные типы самооценки и их влияние на нашу жизнь, основываясь на классификации Бориса Литвака.

Статья написана на основе источника: Литвак Б. М. 7 шагов к стабильной самооценке : [методика выявления базовых установок для работы над самооценкой, грамотный разбор типов самооценки, упражнения и задания на будущее] / Борис Литвак. - Москва : АСТ : Времена, 2017. - 351 с.


Автор материала - Мещерякова Анастасия Николаевна. Исследователь Творческой профориентации.

Что определяет структура и тип самооценки?

• почему человек делает тот или иной выбор в жизни;
• почему его тянет именно к этому типу партнеров;
• как и зачем он выбирает тот или иной вид деятельности;
• на какой уровень достижений он может рассчитывать на выбранном пути.

Борис Литвак выявил, что существует стабильная и нестабильная самооценка, а также типы нестабильной самооценки, о которых мы будем говорить далее.

Нестабильная самооценка

Давайте представим гипотетического Сергея, которому около 30 лет. Он женат, у него есть один ребенок. Сергей работает менеджером среднего звена. Карьера в целом складывается успешно, особенно в последнее время. Недавнее повышение позволило Сергею существенно поднять материальный достаток, да и красивое название должности греет ему душу.
Укрепление материального положения дало возможность приобрести квартиру. Хотя и пришлось воспользоваться ипотекой, все же он рад, что у него уже есть свое жилье и его семье не приходится мыкаться по съемным квартирам. А недавнее приобретение в виде новенького кроссовера, словно вишенка на торте, завершает идиллическую картину жизни 30-летнего мужчины.
Итак, наш гипотетический Сергей едет на своем новеньком кроссовере. Здесь и сейчас он доволен жизнью. Ему нравится его машина. Можно даже сказать, что он гордится ею! У него чудесная семья, он любит жену и ребенка. Также у него надежная перспективная работа и большие планы на будущее. В общем, перефразируя классика, «Ай да Серега, ай да сукин сын!», что означает: «Парень, ты уже добился многого, а сколько еще впереди!»

Сергей заезжает в супермаркет за продуктами и на парковке видит знакомую фигуру. Рассмотрев поближе, он понимает, что перед ним его бывший одноклассник Игорь. Школьный товарищ узнает Сергея, они тепло здороваются, и начинается привычный разговор старых приятелей в стиле «Как сам? Кого видел?».
В части разговора «Как сам» выясняется, что Игорь является владельцем крупного бизнеса, много времени проводит за границей, имеет там собственную недвижимость, причем в разных странах. В родной город он заехал, а точнее, залетел на собственном «джете» (частный самолет) буквально на пару дней, чтобы навестить родителей, но сегодня вечером с женой улетает в Ниццу, где у Игоря есть своя вилла.

По непонятным пока причинам по ходу рассказа Игоря график настроения Сергея стал больше напоминать график котировок акций во время обвала на бирже, то есть стремительно падал. И когда Игорь, закончив свой рассказ, сделал пас Сергею: «Ну, а ты как?» – тот вдруг почувствовал, что рассказывать, во-первых, не хочется, а во-вторых, вроде как бы и не о чем. Сергей внезапно и остро почувствовал, что ему некомфортно.
Весь рассказ о себе свелся к невнятному «да вот, работаю, семья, ребенок». Слова как-то не клеились друг к другу. В этот момент подошла супруга Игоря, невероятно красивая женщина, и друг детства начал ритуал завершения беседы. Классические фразы «рад был увидеться», «как-нибудь соберемся», «передавай привет всем, кого увидишь» и тому подобное. Затем они сели в свой дорогой автомобиль и уехали.

Сергей чувствовал себя не в своей тарелке. Он посмотрел на свою машину, которой гордился еще несколько минут назад, и понял, что куда-то это сладкое чувство исчезло. Японский кроссовер померк на фоне шикарной машины школьного товарища.
Настроение испортилось. Дома он был раздражителен и молчалив. Внутреннее ощущение, что «жизнь удалась», после случайной встречи сменилось на «жизнь проходит, а я еще ничего существенного не добился». Пережевывая мысли о своей недостаточной успешности, он долго не мог заснуть и в последующие дни ходил подавленный.
Вот такая история. А где же ее завершение?

Давайте сделаем хеппи-энд. Допустим, три дня переживал Сергей, а потом забыл о встрече с Игорем и снова стал наслаждаться жизнью. Вроде все, история закончилась. Теперь предлагаю посмотреть, какое отношение она имеет к нестабильной самооценке.
До встречи с Игорем самооценка Сергея была в плюсе: он был доволен собой, своей жизнью, своими достижениями. Тем не менее появление одноклассника, который, как оказалось, достиг более серьезного успеха, привело к падению самооценки. Конечно, сама встреча тут ни при чем. Но сравнение, которое провел Сергей, оказало на него очень мощное влияние. Он сопоставил свои достижения с достижениями Игоря и понял, что проигрывает с разгромным счетом. Это был удар по его «Я», появилось ощущение, что он неудачник, и самооценка упала.
Но постойте! Ведь буквально за две минуты до встречи с самооценкой было все в порядке! Сергей был о себе прекрасного мнения! Что же изменилось в его жизни после встречи с Игорем? Ничего. Абсолютно ничего в жизни Сергея не изменилось. Так почему же появилось внутреннее ощущение лузера, недовольство собой? Почему машина вдруг стала казаться уже не столь привлекательной, какой она казалась еще каких-то пять минут назад? Почему упало настроение? Почему потом три дня переживал?

В реальной жизни Сергея все, как было до встречи с одноклассником, так и осталось. А вот самооценка упала. Мир внезапно окрасился в черный цвет. И произошло это по одной причине: из-за нестабильной самооценки. В чем же суть этого явления?


Нестабильная самооценка означает, что отношение человека к самому себе зависит от событий, которые происходят в его жизни. Все, что происходит, он пропускает через свое «Я», и это приводит к тому, что меняется отношение к самому себе. Причем объективно реальное положение вещей остается прежним.
Небольшая проблема или конфликт могут вызвать серьезные переживания, апатию, чувство безысходности. С другой стороны, незначительное позитивное событие может изменить восприятие себя и мира с минуса на плюс, но…
И это очень большое НО! К реальному положению вещей это имеет весьма отдаленное отношение!
Так как у человека с нестабильной самооценкой «Я» напрямую связано с внешними событиями, он всю жизнь катается на психологических горках. Множество переживаний, не имеющих ничего общего с реальным положением дел, управляют его отношением к самому себе, к своей личности. Кто-то покритиковал – самооценка ушла в минус. Похвалили – перешла в плюс.

Признаки поведения человека с нестабильной самооценкой:
•«Я» человека, то есть его восприятие себя и мира зависит от внешних событий.
• События, которые приводят к падению самооценки, вызывают негативные эмоции и чувства.
• Ряд событий, которые приводят к подъему самооценки, вызывает положительные эмоции.
• Перепады самооценки имеют не прямое, а опосредованное отношение к реальности.
• Так как колебания самооценки довольно болезненны и связаны с переживаниями, то человек учится защищаться от этих перепадов тем или иным способом.
• Часто он просто избегает ситуаций, в которых его «Я» может пострадать.

Стабильная самооценка

«Я» человека со стабильной самооценкой не зависит от внешних событий. Он ориентируется на изменчивую реальность, но не пропускает все события через свое «Я». Это позволяет ему быть более спокойным и практичным.
В основе стабильной самооценки лежит ощущение «Я+», что означает «Со мной все в порядке и это не требует никаких доказательств».

Я могу кому-то нравиться, кому-то не нравиться, но это не имеет отношения к тому, какой я. Кто-то может критиковать или хвалить меня и мою работу, но это не значит, что со мной что-то не так. Если я столкнулся с неудачей, значит это просто неудача, естественное получение опыта, но это вовсе не означает, что я неудачник.
Примерно такой логикой руководствуется человек со стабильной самооценкой, поэтому события внешнего мира не влияют на его восприятие себя. Он спокоен и руководствуется принципами практичности и эффективности.
Стабильность самооценки дает возможность человеку быть спокойным, понимать свои интересы и двигаться к своим целям.

Отличительной особенностью человека со стабильной самооценкой является ровное отношение к людям, так как в структуре его личности нет отрицательной и положительной зон, нет условий, при которых он считает себя и других лучше-хуже, именно поэтому отсутствуют механизмы оценки и классификации людей.
Человек, который принимает себя таким, какой он есть, принимает и других людей такими, какие они есть, то есть отличными от себя. Никто не лучше, никто не хуже, просто разные. Я могу не общаться с человеком, если наши жизненные ценности не совпадают, но у меня свой выбор, у него свой. Нет системы «лучше - хуже».

Типы самооценки

У большинства людей в той или иной степени проявляются черты различных типов самооценки, но при этом есть определенная закономерность. Обычно у человека бывает один ведущий тип, при этом в определенных ситуациях могут проявляться черты других типов самооценки.

Самооценка «Я+, если я лучший»
«Лучший» воспринимает свою ценность в контексте определенных достижений, выделяющих его среди других людей. Наличие достижений приводит к повышению самооценки, отсутствие таковых - к ее падению. Какие достижения должны быть для того, чтобы человек считал себя достойным и успешным, в каждом случае определяется индивидуально. У большинства «Лучших» самооценка чаще всего зависит от уровня материального благополучия. Есть люди, для которых важны достижения в научной сфере, кто то ориентируется на образованность, кто то - на количество побед на любовном фронте. В любом случае, внутреннее состояние «Лучших» тесно спаяно с достижениями, которых он обязан добиться, выполнив свой список «Если». Отсутствие достижений либо отставание от других людей приводит к падению самооценки вплоть до депрессии.

В контексте превосходства над другими людьми. Для «Лучших» важны не столько достижения сами по себе, сколько факт лидирования по сравнению с другими. Он активно сопоставляет собственные результаты с результатами окружающих. Естественно, когда его достижения выше, чем у тех, на кого он в настоящий момент ориентирован, «Лучший» чувствует себя «в плюсе». Отставание может приводить к ощущению «минуса» в самооценке, поэтому для «Лучших» характерны ревностное отношение к успехам других людей, а также зависть и критика успехов окружающих.
В контексте признания со стороны других людей. Многие «Лучшие» жаждут признания, восхищения, обожания. Им важно, чтобы про них говорили с уважением, отмечали их исключительность. При этом их совершенно могут не интересовать те, кто их превозносит, вполне достаточно признания.

Признаки самооценки «Я+, если я лучший»:

Оригинальны в общении
Многие «Лучшие» стремятся быть оригинальными в общении, производить впечатление на окружающих, быть юморными, «душой компании». Стремление к оригинальности часто проявляется в ироничности, которую в ряде случаев бывает довольно трудно контролировать. Чаще всего эта черта проявляется в присутствии других людей, ведь «Лучшему» нужна аудитория, которая будет смеяться.

Выдают желаемое за действительное
Могут рассказывать о своих планах развития, выдавая при этом желаемое за действительное.Подобная манера поведения со временем приводит к тому, что окружающие перестают воспринимать всерьез слова таких людей. Также это сильно затрудняет их взаимодействие с деловыми партнерами, так как некорректность информации лежит в основе неверных и неэффективных решений.
Кроме того, подобная ироничность может проявляться неожиданно при появлении аудитории, на которую можно произвести впечатление. Например, вы можете душевно общаться с «Лучшим» тет-а-тет, но при появлении других людей его поведение может резко измениться - он вдруг начнет иронизировать или подтрунивать над вами.

Подчеркивают свою исключительность
Другой отличительной особенностью «Лучших» является их любимая привычка рассказывать о своем знакомстве с известными и влиятельными людьми. О том, что они имеют доступ к какой-то закрытой, конфиденциальной информации, или о том, как им доводилось бывать в местах или ситуациях, которые недоступны «простым смертным». Причем по рассказу «Лучшего» может получаться, что он чуть ли не друг Президента, хотя на самом деле всего лишь стоял в толпе встречающих, которым Президент пожал руку.
«Лучшие» любят спорить, в особенности выводить людей на «чистую воду», если что-то в их рассказе не стыкуется. Любят «искать блох», придираясь к мелочам. Если позволяет образование, то любят подчеркивать одновременно свою образованность и невежество партнера.
Для «Лучших», кстати, характерна своего рода нахватанность в образовании. То есть они могут знать о многом, но поверхностно, при этом глубоко не знают ничего. Помните в «Двенадцати стульях»: «И тут Остап выложил все, что знал про меха».
Действительно, многие представители этого типа самооценки интересуются широким спектром вопросов, могут поддержать разговор на любую тему, и это производит впечатление на собеседников. Однако их знания по всем вопросам чаще всего крайне ограниченные.
Для чего это нужно «Лучшим»? Чтобы получить признание со стороны окружающих, произвести на них впечатление, а в конечном итоге - поднять самооценку.
С другой стороны, «Лучший» довольно болезненно относится к тому, что другие удачно шутят. Если кто-то в компании рассказал действительно смешной анекдот, он судорожно пытается вспомнить более смешной. И вообще, если кто-то смешнее, оригинальнее, образованнее и большего достиг, он расстраивается, у него падает самооценка и даже появляются мысли уйти.
Не обязательно у каждого «Лучшего» будут проявляться все описанные признаки, но часть из вышеперечисленного встречается довольно часто. Думаю, вы легко можете вспомнить кого-то из знакомых, для кого характерна подобная оригинальность в общении.

Главное - результат
«Лучшего» интересует прежде всего результат. Допустим, в его списке «Если» присутствуют деньги и прочие материальные блага. Вот это и есть основная цель, к которой он будет стремиться, причем как можно быстрее. Для многих из них неважно, какой работой им придется заниматься и каким способом они этот результат получат. По крайней мере, до определенного момента.
Их интересует максимально быстрый результат, ведь только тогда «Лучший» сможет считать себя успешным. А что, если результат приходит не так быстро, как хотелось бы? Тогда многие «Лучшие» берутся за какое-то дело, но не доводят его до конца, а ищут новое занятие, которое тоже бросают на определенном этапе. И эта история повторяется снова и снова.
Обесценивание собственных достижений
«Лучший» оценивает свои достижения и соответственно самого себя относительно достижений других людей. Ведь ему важно быть лучше других. Со временем, по мере того, как он добивается все больших результатов, он меняет круг людей, на которых ориентируется и с которыми себя сравнивает. В какой-то момент ему кажется, что вот сейчас этого добьюсь и тогда буду счастлив, но, получив желаемое, он снова переориентируется на сравнение уже с другими людьми - и ему вновь кажется, что добился он не так много. Именно поэтому у «Лучших» часто случаются приступы недовольства собой и своей жизнью, несмотря на то, что многие достигают действительно внушительного успеха. Вроде бы все есть, но чего-то не хватает.
По этой причине многие из них, несмотря на значительные плоды своей деятельности, никак не могут ими насладиться. Им все время кажется, что лучшее впереди, а то, что есть сейчас, не так важно. Периодически у них возникают мысли, мол, жизнь проходит, а чего-то существенного я так и не добился.

Новизна и проектность важная составляющая
«Лучшим» категорически противопоказана рутинность. В этих условиях они тухнут и чувствуют себя несчастными, так как у них появляется ощущение, что жизнь проходит мимо них. Поэтому они тяготеют к специальностям, в которых можно осваивать что-то новое.
В то же время их склонность к получению быстрых результатов определяет тягу к проектной работе и соответствующему планированию времени.

Сильные стороны “Лучших”:
Широкий кругозор, характерный для «Лучших», можно использовать не только для того, чтобы поумничать и таким способом поднять свою самооценку. Эрудированность в различных областях, если ее использовать для дела, позволяет видеть ситуацию системно, а это крайне важно для принятия эффективных решений.

Быстро схватывают новое. Стремление к новизне формирует тенденцию к быстрому освоению новой информации. Многие «Лучшие» мгновенно воспринимают инновации, а в сочетании с креативностью это позволяет им генерировать еще более востребованные новые идеи. Именно поэтому среди «Лучших» так много изобретателей, предпринимателей, людей творческих специальностей.

Правда, все сильные стороны могут никогда не проявиться, если человек постоянно защищает свою самооценку, вживаясь в роль всезнайки, критикана, непризнанного гения и так далее. Такие «Лучшие» никогда не реализуют свой потенциал, растратив силы на защиту своего «Я».

Мотивация:
Для «Лучших»: если не получается выделиться, то падает мотивация и хочется уйти.
Желание все бросить может возникать и как реакция на критику со стороны окружающих. Я уже отмечал в предыдущей главе, что именно механизм демотивации при падении самооценки приводит к тому, что люди добиваются очень немногого в жизни.
К сожалению, этот механизм есть у многих «Лучших», но, к счастью, далеко не у всех. Есть варианты, когда падение самооценки, напротив, сопровождается усилением мотивации: у человека вдруг появляется желание повернуть ситуацию в свою пользу.

Поведение в отношениях:
Для мужчин - представителей типа «Лучший» важно, чтобы партнерша соответствовала следующей формуле: «Она нравится всем, но принадлежит только мне». Как вы понимаете, это поднимает самооценку мужчины. Именно поэтому «Лучшие» часто тяготеют к женщинам, подходящим под стандартные каноны красоты.
При этом неизменно присутствует склонность обесценивать партнершу. Если она это позволяет, то он постепенно теряет к ней интерес. Немного забегу вперед: по этой причине у «Лучших» более гармоничные союзы получаются с представительницами типа самооценки «Сильный» (если она не гипертрофирована). А вот девушку с самооценкой «Радую других» скорее всего он быстро обесценит и потеряет к ней интерес.
В каком случае интерес к партнерше сохраняется длительное время? Если у него не складывается ощущение, что женщина принадлежит ему априори. То есть когда у нее есть стержень, свои интересы, которые она умеет отстаивать. В этом случае велика вероятность, что мужчина не будет изменять своей женщине.
Как видите, построение отношений с «Лучшими» мужчинами имеет свою специфику, которую нужно учитывать, если вы хотите создать счастливую семью именно с таким человеком.

Для «Лучших» женщин тоже характерно наличие цикла «идеализация - обесценивание». Они, безусловно, ценят мужское внимание, некоторым оно просто необходимо. Но при этом не уважают мужчин, которые готовы выполнять любые прихоти, лишь бы оставаться рядом. Таких мужчин они без зазрения совести могут обесценивать и ис пользовать для своих целей.
Поскольку таким женщинам важно мужское внимание, в их поведении могут прослеживаться элементы флирта, и большинство женщин этим ограничиваются, предпочитая не заходить дальше.
У представительниц этого типа, как правило, есть требования к уровню партнера. Учитывается материальный, интеллектуальный и социальный статус. Подобный подход одна девушка выразила словами: «Я себя не на помойке нашла».

Признаки, помогающие в диагностике:
•Вы оцениваете себя с точки зрения достижений (материальных, статусных, ранговых).
•Вы оцениваете свои достижения относительно достижений других людей.
•Вы не доводите дела до конца: зажигаетесь вначале, но тухнете по мере реализации задуманного.
•Вам свойственна зависть.
•Вы считаете себя умнее других.
Самооценка «Я+, если радую других»
«Радую других», пожалуй, самая распространенная самооценка в нашем социуме. Почему так? Наверное, причина заключается в непоколебимой уверенности родителей, что они лучше знают, как воспитывать ребенка, что ему должно быть интересно, а что нет, как вести себя правильно, а как вести себя не стоит. При этом в большинстве случаев они не учитывают потребности и желания самого ребенка, его таланты и наклонности, а«выпиливают» его по собственному шаблону под девизом «подрастет — еще спасибо скажет».
У «Радую других» самооценка зависит от одобрения и принятия со стороны окружающих. А чтобы получить это одобрение и принятие, он считает, что должен соответствовать ожиданиям других людей. Соответственно если им и его поведением значимые люди довольны, самооценка растет, недовольны - падает.
Чтобы сформировать самооценку «радуй других», родители последовательно воздействуют на различные сферы психики ребенка, затачивая его под свои ожидания и приучая его их выполнять.

Признаки самооценки «Я +, если радую других»:
Человек не знает чего хочет
Обычно «Радую других» жалуется, что ему ничего не интересно. «Как понять, чего я хочу?» - спрашивают они. Дело в том, что прежде в ответе на этот вопрос они привыкли полагаться на родителей, ведь те лучше знают, чего ребенку хотеть. Суть их послания заключалась в следующем: «Ты не должен хотеть того, чего хочешь ты; ты должен хотеть того, чего хотим мы».
«Ты хочешь рисовать? Глупости. Это не профессия. Пойдешь учиться шить, в жизни всегда пригодится».
Желания ребенка игнорируются и подменяются родительскими желаниями. В итоге ребенок забывает, как это - хотеть. Он привыкает выполнять чужие желания и даже не задумывается о том, чего же хочет он, что ему интересно. Кто-то другой должен сказать, что ему должно быть интересно.
Атрофированный интерес приводит к появлению чувства пустоты, которое возникает из-за того, что человек не чувствует себя наполненным желаниями. По сути, его единственным желанием становится стремление понять, чего от него ожидают, и выполнить это. Именно этот способ быть принятым, заслужить расположение для него понятен и привычен.

Личная мотивация отсутствует
Эмоция интереса крайне важна для формирования мотивации достижения, но так как у ребенка сформирован запрет на проявление интереса, то у него доминирует мотивация избегания. Представителям типа «Радую других» очень сложно делать что-то для себя. Просто не хватает мотивации. А вот если кто-то приказал, если кто-то отдал распоряжение, тогда другое дело. Он привык с детства выполнять распоряжения кого-то, поэтому, чтобы что-то сделать, ему нужна внешняя мотивация. Фактически его больше мотивируют чужие интересы, чем свои собственные.
Доминирующая мотивация избегания приводит к тому, что человеку сложно самостоятельно управлять своей жизнью, своим развитием. Он в большей степени плывет по течению, и куда его занесет это течение, никто не знает.

Сложно принимать самостоятельные решения
Чаще всего в процессе воспитания представителям типа «Радую других» давали готовые решения, не предоставляя возможности выбрать самим. Многие родители искренне думают, что так лучше для ребенка, ведь они лучше знают, какое решение будет более эффективным.
Возможно, они и правы: их решения действительно более зрелые, нежели детские. Но если ребенок избавлен от необходимости совершать какой-то выбор, у него не формируется собственный навык принятия решений. Став взрослым, он не может сам сделать выбор - просто не знает, как! Поэтому, даже вылетев из родительского гнезда, он подсознательно ищет того, кто взял бы на себя функцию поставщика готовых решений.
Почему ребенку важно давать возможность принимать решения самостоятельно? Вопервых, формируется навык, а во-вторых, он получает опыт. Причем важен не только положительный опыт собственных решений, но и отрицательный. Опыт ошибок позволяет ребенку преодолеть страх сделать чтото не так: если ошибся - ничего страшного, ведь все можно исправить.
Если человек с детства принимает самостоятельные решения, он неизбежно где-то поступает верно, а где-то ошибается. С возрастом значимость этих решений и ответственность за них постепенно увеличивается. И когда приходит пора серьезного, сложного выбора: человек, во-первых, готов совершить ответственный шаг, а во-вторых, не боится ошибиться и знает, что можно исправить ошибку.

Поведение в отношениях:
На специфику построения близких отношений у этого типа сильное влияние оказывает ощущение «недостаточной ценности». Это приводит к тому, что «Радую других» может пытаться компенсировать партнеру то, ЧТо ТОТ ВЗЯЛ «уцененный товар». Часто это реализуется за счет терпения, когда человеку не нравится поведение партнера, но он терпит и не проявляет своего недовольства. И конечно же есть привычное стремление соответствовать ожиданиям партнера, ведь это привычный и хорошо смазанный механизм, позволяющий получить принятие.

Признаки, помогающие в диагностике:
•Ориентируется на мнение других
•Сдерживает чувства
•Имеет трудности с отстаиванием своих интересов
•Не знает, чего хочет.
•Трудно делать что-либо для себя.
•Не верит, что может добиться существенных успехов.
Самооценка «Я+, если я сильный»
«Сильный» - это тот тип самооценки, который никогда не считает, что у него есть хоть какие-то проблемы. Тем более с самооценкой, ибо этой темой, по его мнению, интересуются слабаки и «хлюпики», а лично он может отсыпать уверенности еще пятерым как минимум.
«Сильный» любого пола предпочитает решать свои проблемы самостоятельно. И, пожалуй, тема самооценки была бы последней, на которую они обратили бы внимание, потому как реально не чувствуют в этой сфере никаких проблем. Внешне это действительно так: они просто пышут уверенностью и напором.
В большей степени у взрослых мужчин и в меньшей степени у женщин самооценка «Сильный» формируется именно по механизмам адаптации, когда родители внушают, что вот такое мужское поведение - правильное, а проявление слабости достойно лишь презрения. Соответственно первый вариант поведения одобряется и поощряется родителями, а второй вызывает негативную реакцию.
Или обычно это результат защитной реакции, возникающей на ощущение слабости, после которой ребенок испытал очень сильное чувство стыда и принял решение никогда не быть слабым.

Признаки самооценки «Я+, если я сильный»:
Настрой на борьбу, в которой он должен победить и доказать свою состоятельность
Для этого нужно создавать поле для борьбы, нужны соперники, которых необходимо побеждать, доказывая свою силу. Именно по этой причине конфликтов в жизни «Сильного» гораздо больше, нежели у представителей других типов самооценки. Зачастую он сам их провоцирует, подчас на ровном месте, чтобы потом выйти победителем. Там, где более разумно уступить, более эффективно и выгодно договориться, он может упереться и гнуть свою линию. Повышенная конфликтность - характерная черта «Сильных».

Победа любой ценой
Это особенно характерно для протестных «Сильных», которые просто не могут уступить, сдать назад, даже если головой понимают, что это разумнее и выгоднее. Они будут гнуть свою линию до победного конца, и самое страшное, что при этом не считаются с последствиями. Они реально готовы из-за незначительного эпизода поставить на карту все. Они готовы рискнуть всем, все потерять, но назад не сдадут.

«Сильный» уважает только сильного, а того, кого считает слабым, он презирает и обесценивает
Часто присутствует базовая агрессивность в поведении, которая носит защитный характер, чтобы никто не подумал, что он слаб. Это как надпись на электрощите: «Не влезай - убьет!»
Для них очень важно «сохранить лицо» в любой ситуации.
Несмотря на презрение к слабым, довольно часто бывает, что он выбирает кого-то из таких и начинает ему помогать.
Не поддается давлению. Поддаться давлению означает проявить слабость, поэтому «Сильный» в ответ на давление предпринимает совершенно противоположные действия. Даже если он понимает, что неправ, то в жизни это не признает, сколько бы вы этого от него ни требовали.

Не склонен признавать ошибки
Ибо признание ошибок это тоже в его понимании слабость, поэтому проще или не признавать их, или искать причину ошибки во внешней среде, перекладывая ответственность. У некоторых «Сильных» это выливается в постоянный поиск виноватых.

Недоверие к людям
По моим наблюдениям, это характерно в гораздо большей степени для протестных «Сильных». Основная причина в том, что, как я отмечал выше, тип самооценки протестный «Сильный» формируется как защита ранимости. У многих из них в детстве был эпизод, когда они испытывали боль из-за поведения окружающих, и теперь они ждут подвоха от других людей. По этой причине им проще держать всех на дистанции. Причем это касается не только друзей, но и родственников.

Поведение в отношениях:
У «Сильных» часто наблюдается изначальная агрессивность, враждебность, некорректность, чтобы никто с самого начала даже не подумал сомневаться в их силе. Таким образом, они как бы проверяют партнера, на что тот годен, и дают понять, кто они сами.

В общении с «Сильным» нельзя ставить под сомнение его силу. Лучше избегать конфликтов, «наездов» и прочего арсенала, который автоматически мобилизует его механизм подтверждения силы.

Часто проблема бизнес-леди заключается в том, что ей хочется сильного мужчину сильнее, чем она сама, а отношения приходится строить со слабыми, которых она изначально презирает. С сильным мужчиной она сразу же начинает конкурировать, а так как семья - территория, свободная от конкуренции, мужчину это не устраивает и совместная жизнь не получается. Причем «боевые действия» в такой семье провоцирует чаще всего именно женщина, часто не понимая этого.

«Сильные» мужчины часто выбирают для создания семьи женщин с типом самооценки «Радую других», полностью доминируя в созданной патриархальной структуре. Хотя, если он отважится на брак с «Лучшей» женщиной, то вполне возможны отношения, но уже в формате партнерской семьи.
Одна из характерных — особенностей «Сильных» в отношениях: они могут придавливать партнера, требовать от него выполнения всех требований. Они устанавливают свои правила тотально, без учета потребностей других членов семьи. При этом могут даже не замечать, что партнеру такое положение дел совершенно не нравится. Подчас это заканчивается тем, что партнер уходит, понимая, что больше не выдержит в этих отношениях.

Признаки, помогающие в диагностике:
•Повышенная конфликтность.
•Вступаете в конфликт, когда разумнее уступить.
•Презрение к любым проявлениям слабости.
•Победа любой ценой.
•Конфликты на ровном месте.
•Трудно признавать свои ошибки.

Задание на определение собственной самооценки
Фиксируйте все ситуации из прошлого и настоящего, на которые вы эмоционально реагируете.
Фиксируйте как действия, так и отказ от действий. (Например, хотел подать резюме, но не подал.)
Определите мотив своего поведения.
Определите, для какого типа самооценки характерно подобное поведение.
Заполняйте таблицу регулярно по итогам каждого своего дня. Уже через пару недель вы сможете выделить наиболее характерные для вас реакции и будете знать причину подобного поведения. Определите тип и структуру своей самооценки.

Рекомендации по заполнению таблицы:
Вы можете начать заполнение таблицы с любого столбца, но будет более логично начать с примера, перейти к общим проявлениям, которые повторяются не только в этой ситуации, определить мотив поведения, а потом уже относить данный пункт к определенному типу самооценки.
Можно начать с колонки общих проявлений, если вы замечаете за собой определенную черту в поведении. Обязательно привести пример, желательно не один, после чего переходить к мотиву, затем к типу самооценки.
Ниже представлена таблица и пример её заполнения:

В заключение:

В статье мы рассмотрели различные типы самооценки, выделенные Борисом Литваком, и их влияние на принятие решений и поведение людей. Важно осознавать свой тип самооценки, чтобы понимать причины своих выборов и механизмов своего поведения и действий.

Если Вам интересно как формируется тип самооценки, напишите мне, что хотели бы увидеть материал по этой теме!

Рекомендую подписаться на мою группу в ВК: «Тропой успеха», в которой я рассказываю о том, что существует множество разных профессий, а также ходов, которые можно совершить на жизненном пути.

Контакты:

nastyamesch2014@gmail.com
Санкт-Петербург
© Мещерякова Анастасия Николаевна, 2024 г.
Made on
Tilda