Опубликовано 01.09.2024г.



Успешное выполнение домашних заданий: 14 рекомендаций для школьников и их родителей

Каждый ребëнок с 1 класса начинает выполнять домашнее задание в школе. Часто, регулярная работа бывает сложно выполнима для ребëнка или подростка. В этой главе я дам рекомендации для организации выполнения ДЗ и заучивания текстов, стихов, материалов.

Далее я представлю рекомендации как для родителей, которые хотят помочь ребëнку в выполнении ДЗ и для самих ребят, которые хотят облегчить процесс выполнения домашней работы.

Автор материала - Мещерякова Анастасия Николаевна. Исследователь успеха и не успеха личности.


Рекомендации для родителей, чтобы помочь ребëнку в выполнении дз

Рекомендация №1: Связать увлечение ребëнка с изучаемым предметом

Вам нужно использовать интерес и увлечения ребëнка как инструмент, чтобы заинтересовать его в учебë. Например, как сделали это в примере:


«Важно помнить: если ребенку не нравится предмет, значит, он его не понимает. Задача учителя и родителя — сделать урок прикладным к интересам ребенка.


Например, если физика идет очень плохо, но хорошо получается играть в баскетбол, соедините два дела.

Изучайте физические законы, наблюдая за мячом — расскажите, как кинетическая энергия мяча при броске превращается в потенциальную. Если есть проблемы с геометрией, можно рассчитать, каким должен быть угол атаки в баскетболе, чтобы бросок в кольцо получился максимально точным.


К ребенку всегда можно найти подход, если общаться с ним через его интересы».

Источник

Рекомендация №2: Оставьте ребëнка одного при выполнении домашнего задания

Концентрироваться очень сложно когда Вас постоянно поправляют или пристально следят. Ребëнку легче и удобнее выполнять задание когда он один.

«Оставьте ребенка в одиночестве, пока он делает уроки. Во время выполнения домашнего задания ребенку лучше быть В одиночестве. Такие формы контроля, как излишняя опека и постоянное принуждение, не только не учат детей самостоятельности, но и формируют у них чувство беспомощности и пассивность. Если взрослые рядом, ребенок сознательно прекращает делать уроки. У него вырабатывается психологическая зависимость от присутствия старшего. Если вы уже оказались в подобной ситуации, постарайтесь ограничивать свое присутствие рядом с ребенком, когда он занят уроками, со воеменем сведя его к минимуму».
Источник

Рекомендация №3: Чтобы помочь ребëнку в запоминании текста, прочитайте его 3 раза и затем называйте первые слова строк, чтобы последующие слова ребëнок дополнял сам

Таким образом ребëнок запоминает информацию легче и учит стих без слëз и «зубрëжки».

«Родителям нужно прочитать 3 раза стих с выражением для ребëнка, потом называть первое слово строки или словосочетания, а ребенок дополняет. И повторять то конец, то начало строк, пока ребëнок не выучит».
Благодарю Татьяну Кыркалову за приём.

Рекомендации школьнику, которые помогут выполнять дз

Рекомендация №4: Не учить 2 материала подряд, лучше оставить второй на следующий день

Если Вам нужно выучить 2 и более материалов по разным темам, лучше выучить 1 материал сегодня, а завтра следующий. Потому что, если вы выучите и второй материал, то какая-то часть первого вытеснится. Подробнее в примере:

«После этого выясняется, что учебный материал второй лекции как минимум частично вытесняет содержание первой. Первая лекция сохранилась бы лучше в памяти, если бы ученик оставил её (и себя) в покое, вместо того, чтобы заваливать её информацией из второй лекции.

В науке это называется «ретроактивное торможение», потому что новый учебный материал задним числом тормозит воспоминание о старом.

Вызубренная после первой, вторая лекция запоминается гораздо тяжелее, чем если бы она была первой и единственной в этот день.

В психологии это называется «проактивное торможение», потому что выученный вначале материал препятствует запоминанию того, который учится после».
Источник

Рекомендация №5: Когда учишь какой-либо текст наизусть изначально проставь все ударения в малознакомых словах

Когда ты учишь стих- проверь все ударения, и правильно ли ты читаешь слова. А то потом будет сложно исправить когда уже выучил неправильное прочтение.

«В психологии в таком случае говорят о «торможении Раншбурга».

Учение особенно усложняется тогда, когда ученик заучил неправильную информацию. Тогда он сначала должен неправильное отучить, чтобы выучить правильно; это означает более чем двойную работу. В науке это называется «ассоциативное торможение», потому как ложная ассоциация вытесняет правильную».
Источник

Рекомендация №6: Перед тем, как начать учить стих или текст, прочти его и узнай значение всех неизвестных тебе слов

Обычно многие, даже когда слова не понятны не обращают на это внимание и учат просто набор звуков. Тогда текст учится гораздо сложнее. Со смыслом тебе будет легче выучить материал, когда ты понимаешь что написано.

Рекомендация №7: Когда учишь что-либо сними на видео промежуточные результаты и проверь их правильность

Снимай видео когда пересказываешь текст, потом пересматривай и проверяй на ошибки. Таким образом, не нужно звать кого-то из ближайшего окружения для проверки.
Благодарю Анастасию Вдовкину за приëм.

Рекомендация №8: Для лучшего пересказа сделай его план, как подсказку для себя

Для пересказа выписываешь тезисы на листок вначале подробно, потом сокращаешь всë больше и больше, до момента пока не будешь рассказывать идеально без плана.
Благодарю Анастасию Вдовкину за приëм.

Рекомендация №9: При страхе выступления в классе, дома пересказывать текст или читать стих перед зеркалом

Если было такое что дома ты выучил текст на отлично, а в классе рассказал на оценку ниже, то возможно тебе стоит попробовать дома пересказывать или читать стих перед зеркалом, чтобы видеть как ты выглядишь со стороны. Благодарю Ксению Короткевич за приëм.

Рекомендация №10:Учить текст в разных комнатах

Одна из ошибок, которая может помешать при выходе на рассказ выученного материала перед классом - это то, что ты учишь текст в одной комнате и в одном положении.
Так ты привыкаешь к месту и запоминаешь текст именно в этой обстановке, а когда выходишь перед классом, запинаешься, хоть и страха публичных выступлений у тебя нет.
Чтобы такого не было лучше сразу учить текст и рассказывать в разных местах. Чтобы не привязаться к одному месту. Например, в разных комнатах или по дороге куда-либо.

Рекомендация №11: Разбивать домашние задания по функциям

Ты можешь разбивать дз по функциям и выполнять пачками, это экономит время, силы и это просто удобнее.
Например, функции могут быть такими:
-запоминание
-техническая/ рутинная работа
-задачи
Благодарю Татьяну Кыркалову за приëм.

Рекомендация №12: Выполнять домашнее задание в дороге

Любое свободное время когда ты ничего не делаешь можно использовать для выполнения дз. Часто свободное время есть, когда ты едешь в дороге, особенно когда дорога длинная.

Рекомендации, которыми может воспользоваться и родитель и ребëнок

Рекомендация №13: Перед выполнением дз составлять план

В примере рассказывается более подробно:

«Составьте план выполнения домашнего задания. Составление плана помогает легко справляться с домашним заданием. Однако этот навык довольно сложен для ученика начальной школы. Дети пока еще не умеют правильно распоряжаться своим временем. Задача родителей - помочь ребенку спланировать порядок . Для этого можно обсудить, сколько приблизительно времени займет выполнение того или иного задания. Договоритесь с ребенком, что выполнять домашнюю работу он будет в одно и то же время. Предложите ему выбрать, делать ли уроки после возвращения из школы, когда он еще не вышел из учебного ритма, или вечером после ужина. Сразу определитесь, что во время выполнения домашнего задания вашему чаду придется забыть про телефон, интернет-мессенджеры и просмотр телевизионных программ. Когда выполнение заданий на дом войдет в привычку, вам больше не придется котлавливать» настроенного на другую волну ребенка, пытаясь усадить его за уроки».
Источник

Рекомендация №14: При выполнении домашнего задания делать перерывы

В примере всë объясняется:
«Работать без перерывов нельзя.

Мы, взрослые, не можем работать без перерывов, естественно, что детям перерывы просто необходимы. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должны 20—30 минут, а «переменки» — минут по 10. В «переменки» ребенку обязательно нужно подвигаться, снять мышечную усталость, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длиннее становится «урок»».
Источник


Рекомендации и №9 и №10 возможно подойдут не всем, но если у Вас есть описанные в них проблемы, рекомендую проверить помогут ли Вам данные рекомендации.

В заключение:

В заключении хочется отметить, что выполнение домашнего задания является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно помогает закрепить полученные на уроках знания и навыки, а также развить самостоятельность и ответственность у учащихся. Родителям и учителям важно поддерживать детей в этом процессе, создавать благоприятную атмосферу для обучения!

Данная статья поможет Вам не только тратить меньше времени на выполнение домашнего задания, но также упростить данную работу.

Желаю успехов!

Made on
Tilda